Лабораторная работа № 13
Тема: Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Цель работы: экспериментально подтвердить утверждение о том, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.
Оборудование:
- источник электропитания;
- лампа;
- ключ;
- экран со щелью;
- прозрачный полуцилиндр;
- лимб;
- пластиковый коврик;
- планшет.
Указания к работе
1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.
№ опыта | Угол падения α, град | Угол преломления β, град | sin α | sin β | sin α/sin β |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |
2. Соберите установку, схема которой показана на рисунке. Лампу, ключ и экран установите на планшет. Лампу и ключ соедините последовательно и подключите к источнику электропитания. Экран раместите в 3-4 см от лампы. Луч света, пройдя через щель экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.
3. Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампе, положите на планшет пластиковый коврик, а на него лимб. Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя по его поверхности, проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0.
4. Определите цену деления шкалы лимба.
5. В центре лимба установите прозрачный полуцилиндр. Проследите, чтобы основание полуцилиндра вписалось в линии его контура, нанесенные на лимбе, а луч света падал перпендикулярно плоской поверхности полуцилиндра точно в ее середину.
6. Занесите в таблицу исходные значения угла падения и угла преломления света.
7. Поверните лимб с лежащим на нем полуцилиндром так, чтобы угол падения света на плоскую поверхность полуцилиндра стал равен 10°. Измерьте и занесите в таблицу значения углов падения и преломления света.
8. Повторите опыт 5-6 раз, увеличивая каждый раз угол падения на 10°. Перед измерением углов проверяйте попадает ли свет на середину плоской поверхности полуцилиндра.
9. Вычислите значения синусов углов падения и преломления света.
10. Вычислите для каждого опыта отношение синусов углов падения и преломления. Сравните значения полученных отношений.
Подробнее...